Вступительная статья к юбилейному альбому галереи Алльрус: "В традициях национальной школы". Автор: Анна Дьяконицына, научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи.

Многие значительные начинания в области культуры связаны с именами искренне увлеченных людей: не только артистов, художников, музыкантов, но также меценатов и коллекционеров. Одним из ярких примеров такого рода в России во второй половине XIX стала деятельность Павла Михайловича Третьякова, позже Сергея Ивановича Щукина, Ильи Семеновича Остроухова... К счастью, этот список можно продолжить: Генрих Афанасьевич Брокар, Илья Самойлович Зильберштейн, Валерий Александрович Дудаков… С частной коллекции ведет свою историю Третьяковская галерея, входящая сегодня в число крупнейших музеев мира и представляющая с впечатляющей полнотой панораму отечественного искусства от древности до наших дней; по инициативе Зильберштейна и директора ГМИИ был создан Музей личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина, и именно туда Илья Самойлович, а затем и другие видные собиратели передали свои коллекции.

Как правило, коллекционеры и меценаты уделяют исключительное внимание поддержке национальных школ изобразительного искусства, ориентируясь при этом на свой собственный вкус и сугубо личные субъективные эстетические представления. Творчество художников второй половины ХХ – начала ХХI века, сохраняющих верность традициям русского реалистического искусства, представляет галерея Алльрус. Ее основатель Роман Федчин – человек яркий и неординарный, за плечами которого занятия наукой, успешные бизнес-проекты, путешествия в разные уголки мира, но сегодня именно искусство стало одним из его главных увлечений.

В 2010 году галерея Алльрус отмечает свой первый юбилей. Десять лет назад было положено начало ее собранию, которое сегодня насчитывает около 300 живописных и графических произведений. В коллекции с монографической полнотой представлено творчество пятнадцати художников из Москвы, Петербурга и регионов. В выборе этих мастеров не было сознательной ориентации на громкие имена и звания, хотя среди них есть и народные, и заслуженные художники России, чьи работы хранятся во многих авторитетных музейных и частных собраниях. Определяющим критерием отбора стало профессиональное мастерство этих живописцев, а также особая искренность и эмоциональность их искусства, жизненность и правдивость сюжетов – качества, ценимые во все времена.

Коллекция имеет свою жанровую специфику: ведущее место в ней занимают натюрморт и пейзаж. Именно эти жанры, пожалуй, менее всего подвластны влиянию идеологии. Поэтому столь естественным в коллекции выглядит соседство произведений мастеров разных поколений: художников советского времени и наших современников.

Раздел творческого наследия представлен в собрании галереи Алльрус живописью 1950-х годов. Он включает несколько первоклассных картин народного художника РФ Николая Христолюбова. В историю советского искусства этот мастер вошел не только как талантливый живописец, чьи произведения хранятся в собрании Третьяковской галереи, но и как педагог, воспитавший не одно поколение студентов Московского художественного института им. В.И. Сурикова. В его картинах нет очевидных примет советской эпохи. Они существуют словно вне времени. Манера письма и круг избранных сюжетов сближают живопись Христолюбова с искусством XIX века. Его композиции на охотничьи темы («Натюрморт с глухарем», 1953; «Весенняя охота», 1954) невольно вызывают в памяти образы, созданные классиками русской литературы Л.Н. Толстым или И.С. Тургеневым, чьи описания природы поражают своей живописностью. Пластически выразительной лепкой формы впечатляют цветочные натюрморты мастера («Петуньи на сером фоне», 1992). Иные из его поздних произведений несут в себе тонкое лирическое начало («Первоцветы», 1993). Собранная Р.Федчиным коллекция позволяет сопоставить работы этого мастера разных периодов и отметить несомненную цельность и последовательность развития творчества Христолюбова – продолжателя традиций классической русской реалистической школы живописи XIX века.

К тому же поколению, что Николай Христолюбов, принадлежит и заслуженный художник РФ Леонид Тихомиров. Он столь же последователен в своей творческой эволюции: обращаясь к изображению природы, следует линии реалистического пейзажа, «пейзажа-настроения». На его холстах предстают виды центральной России и Русского Севера – свидетельство многочисленных творческих поездок художника по стране. Среди излюбленных мотивов живописи Тихомирова часто встречаются панорамы речных окрестностей. В картине «Утро на Оке» (1957), где очертаниям лодок у берега вторят линии дальнего плана, мастером передано то спокойствие, которое разлито в воздухе в этот ранний час. Иным настроением исполнена работа того же времени «Река Волга» (1957). Передний план с тесным соседством домов и купами деревьев, откуда срывается птичья стая, намеренно задерживает взгляд зрителя перед тем, как ему откроется простор водной глади, раскинувшейся до горизонта. Одной из лучших работ Тихомирова в собрании галереи Алльрус стала картина «На берегу реки» (1994), невольно заставляющая вспомнить пейзажи В.Д. Поленова. За кажущейся простотой мотива стоит тонкое композиционное мастерство живописца. Сквозь ажурный рисунок цветов и трав видна сверкающая поверхность реки и дальний берег. И взгляд зрителя по воле автора то погружается в глубину картины, то вновь возвращается к аванплану с виртуозно написанным луговым разнотравьем.

Раздел наследия в коллекции галереи Алльрус продолжают работы еще одного мастера старшего поколения – заслуженного художника РФ Андрея Лысенко. Автор пейзажей, портретов, жанровых композиций, масштабных тематических картин, в собрании галереи он представлен в основном этюдным материалом, позволяющим увидеть скрытые, как правило, от зрителя этапы творческого процесса. В этих работах 1950–1960-х годов есть те качества, которых мы не встретим в законченных больших произведениях Лысенко-старшего того же времени, – это особая эмоциональная открытость и свободная манера письма, где легко читается каждое движение мазка. В полной мере это свойственно композиции «Река Сходня» (1957), где художника в первую очередь интересовало общее тональное отношение масс: неба, крон деревьев, темной линии воды и светлого берега с участками зелени на переднем плане.

Этюдное наследие любого художника может многое рассказать о времени, в котором выпало жить мастеру. Так, интересный сюжет мы встречаем в небольшом живописном наброске с натуры «Аркадий Лобанов на Академичке» (1950). С домом творчества «Академическая дача» под Вышним Волочком, основанным еще в конце XIX века и получившим новое рождение в 1948 году, связаны биографии многих художников советского времени: П.Н. Крылова (одного из Кукрыниксов), Ф.П. Решетникова, С.В. Герасимова, Г.Г. Нисского, В.Н. Гаврилова, В.М. Сидорова, братьев Ткачевых, – всех не перечислить. Приезжал сюда и Андрей Гаврилович Лысенко. Во время одного из пленэров он и выполнил этот набросок с Аркадия Лобанова – почти забытого сегодня живописца старшего поколения, человека непростой судьбы, прошедшего лагеря. Лысенко и Лобанов были соседями не только «на Академичке», но и в знаменитом городке художников на Масловке.*

* Он ведет свою историю с начала 1930-х годов, когда на пустыре близ стадиона «Динамо» и Петровского парка, где прежде располагалась уничтоженная пожаром кинофабрика «Межрабпомфильм», началось строительство первого дома для художников (сейчас дом 9). Кстати, именно здесь получил мастерскую Аркадий Лобанов – один из старожилов Масловки. В дальнейшем строительство новых домов для художников продолжалось на Верхней Масловке вплоть до 1950-х годов, и в круг масловских жителей включались все новые и новые мастера. В разное время здесь жили И.Э. Грабарь, М.Б. Греков, В.А. Ватагин, В.Е. Татлин, Д.К. Мочальский, А.А. Пластов, Ф.П. Решетников, С.В. Герасимов, А.М. Грицай, С.А. Чуйков, Г.Г. Нисский и многие другие авторы, без которых сегодня невозможно представить историю отечественного искусства ХХ века.

Кстати, уникальная творческая среда этого места оказала влияние и на судьбу потомков Лысенко – его дочери и внука, также связавших свою жизнь с искусством. Вот и сегодня в коллекции галереи Алльрус с произведениями основателя художественной династии соседствуют работы Андрея Лысенко-младшего. Он ищет свой путь в искусстве, обращаясь к композициям на исторические сюжеты, натюрмортам, пейзажам, в которых находят отражение его путешествия по России и по европейским странам. Творчество Андрея Лысенко-младшего открывает собой вторую часть коллекции галереи Алльрус, она переносит нас на несколько десятилетий вперед, представляя произведения, созданные в основном в последние 10 –15 лет.

Здесь есть работы и молодых, начинающих живописцев, и мастеров среднего поколения, и тех, кто уже отметил свое 80-летие, но по сей день сохраняет заряд творческой активности.

Эта часть собрания наряду с произведениями, продолжающими традиции классической реалистической школы, включает работы, трактованные в русле современных живописных новаций, что свидетельствует о широте художественных интересов владельца коллекции.

Так, рядом с картинами и рисунками Валентина Терещенко, чье творчество намеренно устремлено в прошлое, можно встретить живописные работы мастеров, открытых эксперименту. Традиции модернизма воскрешают композиции заслуженного художника РФ Алексея Лазыкина, трансформирующего и «обостряющего» форму предметов в своих натюрмортах.

Интерес к нетривиальным сюжетам, особый взгляд на модели выделяет работы заслуженного художника РФ Михаила Копьева – не только оригинального живописца и блестящего рисовальщика, но и сценографа, обладающего к тому же литературным даром.

Узнаваемый авторский почерк отличает живопись Николая Буртова и Сергея Евсина – мастеров одного поколения, но совершенно разных творческих индивидуальностей, представляющих соответственно московскую и петербургскую школу. Темпераментному стилю первого автора противостоит, находясь как бы на другом «стилевом полюсе» искусства, манера второго живописца, построенная на колористических нюансах и тонкой вибрации фактуры.

Значительное место в коллекции галереи Алльрус занимают также художники, ценимые зрителями и добившиеся коммерческого успеха, чье творчество так или иначе связано с линией салонной живописи. Этот культурный феномен, истоки которого следует искать в искусстве XIX века, с новой силой заявил о себе в нашей стране в начале 1990-х годов, когда в России началось формирование художественного рынка, где главная роль принадлежит не государству с его экспертными комиссиями и вполне однозначно сформулированными требованиями к итоговому творческому (а иной раз – ремесленному) продукту, а частному заказчику и коллекционеру – с его нередко довольно своеобразными и к тому же порой изменчивыми личными вкусами и пристрастиями. Произведения Эдуарда Аниконова, Василия Полякова, Сергея Радюка, вошедшие в состав собрания на раннем этапе его формирования, отражают как раз эту тенденцию, которая представляется сегодня довольно влиятельной.

Вообще говоря, создание художественной коллекции – процесс увлекательный и далеко не прямолинейный, полный неожиданных находок и открытий. Иными словами, коллекционирование, особенно когда речь идет о современном искусстве, – это своего рода процесс «серендипити».*

* Данное слово-калька пришло из английского языка (считается, что его впервые употребил 28 января 1754 года в своем частном письме английский писатель Хорас Уолпол), а восходит оно к древневосточной притче «Три принца из Серендипа»: эти удачливые цейлонские («Серендип» – одно из наименований нынешнего острова Шри-Ланка) принцы, слоняясь по свету, без всяких усилий со своей стороны нашли уйму полезнейших людей (как-то невест) и вещей, за которые герои других притчей вынуждены подолгу сражаться или, во всяком случае, терпеть длительные и весьма существенные лишения.

Свою роль здесь играет и фактор времени. Как правило, стилистическая, а порой и качественная неравномерность вновь создаваемых художественных коллекций обретает с годами большую стройность.

Несомненно, одной из удачных находок галереи Алльрус стало включение в состав собрания произведений народного художника России Сергея Куприянова, чьи акварели отличает удивительная гармония сюжета и стиля изображения, погружающего зрителя в мир лирических переживаний, связанных с разными состояниями природы, временем суток, настроением живописца.

Особое место в собрании галереи Алльрус принадлежит Арону Буху, четыре живописные работы которого стали недавними приобретениями коллекционера. О неукротимой творческой энергии и беззаветной одержимости этого художника ходили легенды. Вся жизнь А.Буха была настоящим служением искусству. Необычным в ней было многое: от полного презрения к бытовым условностям до священнодействия, в ходе которого создавались произведения-импровизации. Магия его живописного письма сохранена в нескольких видеофильмах: художник использовал кисти, мастихины, шпатели и даже пальцы и ладони, нанося краски – мазок за мазком, слой за слоем, не только визуально, но и тактильно взаимодействуя с рождающейся картиной. Интересно, что искусство Арона Буха – глубоко индивидуальное и неповторимое по своей природе – хранит связь с живописными традициями московской школы и русского сезаннизма, Ecole de Paris и модернизма начала ХХ века. Двигаясь в сторону все большего раскрепощения художественного языка, мастер сумел раскрыть себя, не порывая с самой идеей фигуративности.

Внимание коллекционера к творческой индивидуальности каждого мастера, чьи произведения представлены в собрании, является отличительной особенностью политики галереи, связанной с благородной миссией поддержки современного отечественного искусства. Наряду с реализацией стратегии на пополнение коллекции галерея Алльрус активно занимается выставочной деятельностью не только в России, но и за рубежом, организует творческие поездки российских художников за границу, содействуя тем самым практике культурных обменов.


Анна Дьяконицына


Назад в раздел